20 лет в Ирландии: каково было переезжать в 90-ые годы?

26 мая далекого 1995 года в Ирландии оказался Владимир Захаров. Сам он себя называет “эмигрантом второй волны”. Владимир рассказал, что именно из себя представляла Ирландия в 90-ые годы и каково было адаптироваться к жизни в этой стране.

— Какие были первые впечатления после переезда в Ирландию?

— Если честно, было ужасно. До этого я жил в Питере с его множеством музеев. А в Дублине я увидел Пирс-стрит и там везде было очень грязно. Не было такого впечатления “Ах, я прилетел за границу!”

Потом встала проблема с едой. В магазинах не было нормальных продуктов. Этот хлеб, сосиски, соленая свинина, ужасная мука – мы были в шоке. Я по приезду весил 110 килограмм. Тогда я покупал фарш и делал здоровенную килограммовую котлету.

Дома были в ужасном состоянии. Везде сквозняки. Приходилось заклеивать окна. На каждом шагу было недовольство чем-то. Но потом все постепенно наладилось.

— Погода как-то изменилась за 20 лет?

— Погода тогда была отвратительная. Шторма часто становились причиной затоплений. В октябре-ноябре из-за подтопленной дороги можно было не доехать в какой-нибудь крупный город. Основная дорога превращалась в озеро.

— Как тогда вообще местные относились к эмигрантам?

— Мы все были в шоке от обалденного отношения. К нам не было отношения как к иностранцам. Я чувствовал себя как человек, который здесь жил. Улыбочки, приветствия, полиция была очень дружелюбная. Полиция – это всегда зеркало, как ты с ними, так и они с тобой.

Было так странно, когда они даже выпившему ничего не делали. Мы летели как-то с гулянки, скорость под 180. А я в то время сделал себе фишку – прилепил на стекло машины наклейку с флагом “Разрешение на парковку в посольстве России». Нас тогда полицейский остановил, добрый, деревенский дядька. Мы говорим, что, мол едем с вечеринки в посольстве, извините, что превысили скорость. А сами явно нетрезвые. Но полицейский посмотрел и говорит: “Ну, езжайте аккуратно…”

— Ты вот называешь себя “эмигрантом второй волны”, а кто был “первой волной”?

— Это было в 92 или 93 году. Летел целый самолет из Шереметьево в Канаду. Люди летели массово в надежде, что так не откажут. И вот когда самолет был в ирландском Шенноне, кто-то узнал, что Канада не будет давать вид на жительство.

Тогда они решили остаться на ирландской земле. Целый месяц их держали в гостинице, никуда не выпускали особо. Приезжал посол и обещал квартиры в центре Москвы, только бы вернулись. Но никто не хотел и их в итоге отпустили. И со временем все разъехались из Ирландии. Это и была первая волна.

Ну, а вторая волна, получается, это были знакомые и родственники первой волны. Также можно сказать, что вторая и третья волна – это наши, которые ломанулись в Ирландию из Англии, узнав, что здесь по ребенку дают вид на жительство. Теперь таких массовых волн нет. Все происходит более плавно.

— А как из Англии попадали в Ирландию?

— Самолетом. Никаких проверок не было. Выходили с аэропорта совершенно спокойно, а потом шли сдаваться, придумывали невероятные истории и так далее.

Интересно, что некоторых ловили на вранье. Спрашивали у них, где они переночевали в Ирландии первую ночь. Отвечали, что в парке, а парки тогда на ночь закрывались – так и попадались.

— Как удавалось поддерживать связь с Родиной?

— Единственным средством был домашний телефон. Счета были огромные, по 500 фунтов за 2 месяца. Никаких карточек или скайпа тогда не было. Звонил только напрямую с домашнего номера.

— Как была ситуация с водительскими удостоверениями?

— Полные права было получить практически невозможно. Плохое знание английского языка и суровая комиссия разрушали все мечты. А главной причиной завала было то, что мы щемились к краю дороги. Экзаменаторы придирались ко всему – создал пробку, не успел на светофор.

— По каким критериям выдавали неполные – ученические права?

— Ни по каким. Provisional driving licence можно было получить без проблем, заплатив деньги и сдав форму и фотографию. И все! Ты получал по почте такую бумажную портянку.

— А страховка на автомобиль. Были ли с этим проблемы 20 лет назад?

— Страховка – это самое страшное, что было в те времена. Машину могли себе позволить все, а страховку могли позволить единицы. Представляешь, что такое 2 с половиной тысячи фунтов, не помесячно, а отдать сразу.

— Возможности отдать частями не было?

— Нет. Потому что мы были иностранцы и страховые компании (которые тогда были британскими) очень насторожено относилось к нашим эмигрантам.

— Подделывали страховки тогда?

— А как же. Ты сейчас разговариваешь с отцом этих всех подделок. Я рисовал все очень качественно, на компьютере. Так вот страховку было еще невозможно сделать, потому что ни у кого не было “No claim bonus”. Никто не имел положительной истории со страховыми компаниями. Нас приравнивали к самой низшей группе, и страховки даже доходили до 4 тысяч.

Тогда ведь все приехавшие вели себя как “пацаны” и всем хотелось Вольво 740-е или Бумеры двух-литровые. И это все отражалось на цене страховки. А я сделал липовое письмо из норвежской страховой конторы с 10-летним “No claim bonus”. Отправил его факсом и мне его засчитали. И сделали страховку значительно дешевле. Я затем начал делать это для других. Создавая такие письма с различных европейских контор, которые я находил в интернете. Такие “красивые” письма тогда никто не проверял.

— Ты уверен, что это можно рассказывать?

— Да, пожалуйста. Меня же потом поймали и заставили на них работать. Сказали, что я хороший специалист, и я несколько лет на них работал экспертом по поделкам в The Garda Bureau of Fraud Investigation (GBFI).

— Полиция работала раньше лучше?

— Да, было полно чек-пойнтов. А мы никогда не любили за что-то платить. Было легче заплатить 50 евро за письмо, чем платить огромные деньги. Наказания за это как такового не было. Давали штраф и отпускали. Тогда наши вызывали переводчика и ссылались на то что “не знал” и “мне дали”.

— А сами дороги тогда были лучше или хуже?

— Дороги были ужасные. 20 лет назад не было скоростных трасс, типа кольцевой М-50. Трафик был ужасный, по три часа люди добирались до работы. Сторона машины, которая была ближе к обочине, разбивалась от ям.

— Ты застал тот период, когда номерные знаки были в другом формате?

— Да. Сейчас формат значительно лучше. Тогда год и регион шифровался в буквах и это было сложно определить при покупке машины.

— Машины тоже покупали в Британии?

— Да, и в значительно больших объемах. Приходил корабль с машинами и их тут же продавали на аукционе. И тоже были различные махинации. Брали машины и ставили транзитные номера, которые нигде не регистрировались, и так ездили некоторое время.

— Можно представить, что эмигрантов было значительно меньше?

— Да их почти не было. Не было прибалтов, арабов, поляков. С 1995 по 2000 было очень мало эмигрантов. Отношения между “нашими” были очень скрытные. Самые “умелые” устраивали людей на работу за деньги.

В 90-е в Ирландии среди эмигрантов было два больших бизнеса – жилье и устройство на работу. Работали как нелегалы. Человек, который брал за устройство деньги, договаривался об этом напрямую с ирландским работодателем. А еще ирландцы платили с зарплаты нелегалов часть денег посреднику, который приводил этих людей. Позже такой “бизнес” перехватили приехавшие поляки.

Потом еще был бизнес с нелегальным жильем, которым активно занимался один грузин. Он снимал квартиру и туже заселял в нее много-много людей, которые спали практически по очереди, ведь кто-то работал в ночную смену, а кто-то днем.

Снять жилье самостоятельно было весьма сложно. Нужны были доверительные письма, и агентства по жилью очень не хотели доверять только что приехавшим эмигрантам.

— Когда и где появилась первая русская школа?

— Ну, это уже произошло где-то после миллениума. В 2001 или в 2002 году, когда открылась церковь. Русскоязычного общества как такового не было. В 90-х была попытка создать русские рестораны, но они не увенчались успехом. Было два ресторана “Царь Иван” и “Санкт-Петербург” в Хове.

— Почему русский ресторанный бизнес не имел успеха?

— Наверное, были не удачные точки. И еду русскую, к сожалению, не умели преподносить. Порция борща стоила огромных денег, а водка была сделана из спирта. Я, кстати, дела водку для “Царь Ивана” (смеется). Я купил в Москве в ракетном институте спиртовую установку и занимался производством, 20 литров спирта в день.

— Интересно, что в те годы в Дублин приезжали Филипп Киркоров и Алла Пугачева. Попали на выступление?

— Да, они выступали в рамках Евровидения, но большого ажиотажа не было. На территории российского посольства был праздничный ужин и все.

Интересно, что российское посольство в Ирландии в то время было как ссылка. Сюда отправляли провинившихся дипломатов. Посол был хороший. Кстати, выходили из посольства все только по двое,  там еще были советские правила. Ходили только в определенный бар, в этом соломенном баре постоянно сидел один человек из КГБ.

— Очень интересный рассказ. Спустя 20 лет ты не жалеешь о том, что тогда приехал в Ирландию?

— Нет, ну что ты. Она мне очень нравится. Даже если я говорю какие-то не особо приятные вещи я все равно ее люблю.

— Интересно, если бы со своим нынешним опытом снова попал в 1995 год в Дублин…

— Я бы был уже миллиардером.

 

Источник: irelandru.com, беседу вел Олег Макей, фото предоставлены собеседником, заглавное фото pixabay.com

Хотите поделиться?

admin

Оставить отклик

Ваш адрес эл.почты не будет опубликован.